Городецкий район гидросооружений, или шлюзы. Река Волга
Городецкий район гидросооружений, или шлюзы.
Река Волга

Городецкие шлюзы — двухуровневый двухниточный волжский шлюз. Включает в себя четыре шлюзовых камеры между которыми расположена акватория Городецкого судоремонтного завода.

Строительство началось 22 апреля 1951 года. Первое шлюзование проведено 14 августа 1955 года.

Шлюзам верхнего бьефа присвоены номера № 13 и 14, нижнего — № 15 и 16. В семидесятые годы шлюзы № 14 и 15 являлись наиболее загруженными по судопотоку и количеству шлюзований на всем Волго-Донском водном пути.

Разница между верхним и нижним бьефом Горьковского водохранилища составляет 16–18 м. В камерах суда опускаются или поднимаются на высоту около 8 м.

Пороги нижних шлюзовых камер являются барьером между Верхней и Нижней Волгой. Отказ от модернизации нижних шлюзов и следующая из этого невозможность проведения активных дноуглубительных работ в районе Городца являются катализатором развития проблемы Чебоксарского водохранилища. В СССР развитие морского судоходства на материке приводило к чрезмерным дноуглубительным работам на участке от Городца до Нижнего Новгорода. Ежегодный объём дноуглубления составлял 95–140 тыс. м3/км пути, при этом в среднем по Европейской части России — 10–25 тыс. м3/км, в США — 3,5 тыс. м3/км.

В 1990-х годах ОАО «Гипроречтранс» занимался проработкой вариантов строительства третьей нитки и дополнительных камер Городецких шлюзов, но в 2000-х годах переключился на вариант низконапорной плотины.

Видится несколько вариантов реконструкции шлюзов:
- строительство третьей нитки нижних шлюзов. Это лучший вариантом для судоходства на время строительства. Стоимость строительства шлюза в ценах 2011 года составляет 12,5 млрд рублей.
- строительство одной или двух камер третьего уровня. При использовании камер третьего уровня время шлюзования будет на час больше. Стоимость одной камеры меньше или равна стоимости третьей нитки.
- реконструкция одной из камер под более низкую отметку. Может оказаться самым дешёвым вариантом. При качественном выполнении работ по реконструкции ограничения при судоходстве будут почти такими же как и для третьей нитки.

Уровень закладки порога:
- при верхнем уровне короля шлюза в 63,3 м по Балтийской системе высот и проведении работ по сужению русла будет обеспечена гарантированная глубина 4,0 м. Запас для проведения дноуглубительных работ составит более одного метра. Данная отметка позволит сохранить повышенный напор в 17 м (расчётный 14 м) и не сокращать выработку электроэнергии на Нижегородской ГЭС.
- гарантированная глубина 4,0 м обеспечивается и при существующем уровне порога, однако требует расхода более 1300 м3/с. Любое понижение порога снижает расход воды и сокращает время в течении которого достигается нужная глубина.

Вопрос не в пропускной способности шлюзов как таковых, а в экономической неэффективности советского флота. Кроме того, речной транспорт в целом по миру сдаёт свои позиции железнодорожному и автомобильному сокращая сеть и долю в общих перевозках.

Навигация через шлюзы возможна только 7 месяцев в году, 40% времени года они бездействуют.

Одним из первых советских проектов было сужение и углубление Волги, при этом бы обеспечивалась круглогодичная навигация с помощью ледоколов. Но строительство плотин сделало зимнюю навигацию невозможной. А вместе с постройкой плотин пропали и осетры.

Из Энциклопедии
Нижнего Новгорода

Добавить комментарий

Комментарии модерируются


Защитный код
Обновить

При использовании материалов сайта «У Кольцова колодца»
ссылка на него приветствуется.