А.А. Маслову,
председателю Благотворительного фонда
имени святого благоверного князя Александра Невского

Здравствуйте, Александр Алексеевич!

Троицкая гора. Фото Луниной О.В., 2006 год
Троицкая гора.
Фото Луниной О.В.,
2006 год

Знаю о Ваших идеях по возрождению Троицкой горы и Троицкого собора. Почти полностью их поддерживаю. Мне довелось быть участником обсуждения Вашей инициативы в стенах Краеведческого музея и в Народном университете. Честно скажу, все поднятые там вопросы меня взволновали, как и многих в Городце. Решил изложить свои мысли на бумаге. Думаю, они будут Вам интересны и полезны.

Начну с реакции городчан, проявившейся в ходу начавшегося обсуждения. Как бывает в спорных вопросах, аудитория разделилась на четыре партии:

1-я — «сторонники». Готовы почти целиком и полностью поддержать Ваше видение проблемы с Троицкой горой и её решение. В первую очередь, эта партия единодушна с Вами насчёт необходимости переноса бюста героя с Троицкой горы. В дальнейшем, правда, в их числе могут быть разногласия в поддержке тех или иных планов восстановления Троицкого собора (хотя об этом ещё говорить пока рано).

2-я партия — «консерваторы». Поддерживают предложенную Вами инициативу, но не целиком. К моральной стороне вопроса с судьбой бюста они относятся по-разному и не так категорично, чтобы дать ход проекту уже сегодня. Они готовы признать ценность восстановления Троицкого собора в перспективе, но сомневаются, что это состоится в обозримом будущем. В отличие от инициативной партии, консерваторы считают историческую и художественную ценность бюста А.В. Ворожейкина в нынешнем месте вполне уместными. Задачу изучения Троицкой горы эта партия поддержать готова. Однако актуальность проекта в целом для них — вещь спорная. Они считают, что все силы города нужно направить на другие неотложные задачи сохранения историко-культурной среды Городца (например, улицы Максима Горького, или площади Кольцова Колодца, или восстановления Духовской церкви, усадьбы Лемехова и т.д. — в общем, любых других разрушающихся памятников истории и культуры нашего города).

3-я — «противники». Отвергают необходимость любых преобразований на Троицкой горе. Их устраивает настоящее положение вещей со всех точек зрения: моральной, исторической и художественной. Вашу инициативу они считают несостоятельной и даже вредной. Они называют проект неграмотным с исторической точки зрения. Считают, что он наносит вред репутации Городца в глазах широкой научной общественности, отвлекает силы города от действительных задач сохранения историко-культурной среды. Перенос бюста они считают недопустимым, видят в нём оскорблением памяти прославленного лётчика-героя и неуважением имени известного скульптора В.И. Мухиной.

4-я — «наблюдатели». Многие городчане по разным причинам ещё не могут сформулировать своё отношение к проекту. Но вопрос о переносе бюста оказался довольно резонансным, борьба за число единомышленников во всех «партиях» предстоит острая.

Таково первое общее впечатление от участия в дискуссиях по проекту. Не буду называть имена или пробовать оценить влиятельность всех этих партий среди общественности города. Время всё само расставит по местам.

Позвольте поделиться с Вами соображениями, на что следует сделать особый акцент.

В первую очередь оценивать проблему нужно с моральной стороны — самой главной в вопросе возрождения Троицкой горы. Объединение имени героя и места разрушенного храма надо признать принципиальной ошибкой. Никакого оправдания этому просто нет. К сожалению, вместе с другими роковыми решениями Советской власти 1920-х и 1930-х годов это городом ещё не осмыслено в должной мере. У нас вошло в привычку славить свою многовековую историю, гордиться Городцом купеческим, мастеровым, героическим — это замечательно. Но есть и «пробелы» в нашей исторической памяти, и тёмные пятна в истории. Преступления Советской власти против народа и церкви, страшный урон православной культуре Городца — вспоминать об этом не слишком принято. Поэтому связь между разрушением православной культуры и установкой бюста А.В. Ворожейкина на Троицкой горе в 1953 году мало кем ощущается. Эту картину нельзя признать правильной, но она такова! Кое-кто из Ваших оппонентов хочет поставить всё с ног на голову. У них выходит так, что это сторонники возрождения Троицкого собора хотят всё «рушить и ломать»! А богоборческая политика большевиков, их варварское отношение к прошлому, пренебрежение нормами законности и морали — всё это словно и не имеет отношения к сути обсуждаемого вопроса.

Идейным противникам переноса бюста стоит напомнить, какие драматические события произошли на Троицкой горе за два десятилетия до его открытия: было изъято ценное имущество собора (впрочем, как и других храмов города), приход был ликвидирован, сам храм полностью уничтожен, а кладбище вокруг него срыто. Не оставалось почти ничего, напоминающего о каменном ансамбле Троицкого собора — некогда главном украшении Городца! Исчезла с карты города даже Соборные улицы и переулки. Наконец, в 1950-е годы в умах начальников города возникла кощунственная идея, что можно установить на место разрушенного храма бюст А.В. Ворожейкина и вокруг него разбить сквер. Вот такое «замечательное» место нашли для бюста героя-земляка! Известно, что в середине 1980-х годов руководство города ставило вопрос о переносе бюста лётчика с Троицкой горы на вновь создаваемую площадь Победы. По воспоминаниям, Арсений Васильевич попросил не обсуждать вопрос о переносе памятника при его жизни. С кончины героя минуло 15 лет. Не так давно Городец отметил вековой юбилей со дня рождения Ворожейкина. Перенос бюста нисколько не умалит чести нашего боевого земляка, наоборот — укрепит его славное имя.

С исторической точки зрения надо настаивать, что место установки бюста было выбрано произвольно. Вариант у школы № 1, где учился Ворожейкин, куда более предпочтителен, недаром он обсуждался и сегодня, и в середине 1980-х годов. Троицкая гора и собор на ней не имеют отношения к биографии героя — уроженца д. Прокофьево Городецкого района. Живописное место на Краю неразрывным образом связано с Троицким собором XVII века и уже потому должно претендовать, как минимум, на статус исторического места (например, в Нижнем Новгороде дом, где родился революционер Я.М. Свердлов — памятник истории федерального значения!). Пусть Троицкий собор уничтожен в 1930-е годы — Троицкую гору надо оставить свободной и от бюста, и от любых других сооружений (художественных, выставочных и т.д.). Как историческое место она достойна изучения и вхождения в состав Музейного квартала. Оставление на ней бюста противоречит вековой традиции, сталкивает дореволюционное и советское прошлое Городца, обесценивает всю нашу историю.

С художественной стороны вопроса размещение бюста А.В. Ворожейкина имеет явно слабые места. Бюст стоит на т.н. «смотровой площадке», но совершенно не читается со стороны реки. Бюст повёрнут спиной и к Волге, и к солнечной стороне. Ему явно не хватает правильного освещения. В этом легко убедиться, попытавшись сделать фотоснимки бюста в ясный день. Только при рассеянном освещении различимы детали портрета героя и мемориальная надпись под ним. Общественности города, художникам и архитекторам необходимо дать задание для рассмотрения других достойных мест установки бюста в Городце. Кроме упомянутой выше средней школы № 1 это может быть и комплекс на Пролетарской площади (т.н. «площадь Победы»).

С научной точки зрения история Троицкой горы и Троицкого храма заслуживает архивного, археологического и архитектурно-строительного исследования. После него учёные дадут рекомендации для дальнейших шагов. Это может быть либо консервация остатков собора XVII века (например, фундаментов и подвалов), либо оставление её как строительной площадки для возведения нового храма. Желательно привлечь данные об аналогичных Городцу Соборных горах в Плёсе, Серпухове, Смоленске. Там ансамбли православных храмов удалось сохранить. После знакомства с этими примерами понимаешь, как жестоко пострадал наш город в прошлом веке…

Александр Алексеевич! Уверен, обсуждение Вашего проекта очень важно. Наряду с успехами в сфере сохранения истории Городца у нас по-прежнему остаются нерешённые вопросы. Ждёт своего возрождения не только Троицкая гора, но и Часовенная, и другие места. Об этом желательно говорить открыто и прямо, сообща искать пути решения.

Желаю успехов Вашему благородному начинанию.

С уважением,
Земляк

Комментарии  

#8 Галина Торопкина 10.03.2016 12:10
Цитирую ВАСИЛИСА БЕЛОФА:
Знаете ,а у всех писателей были псевдонимы

Я вовсе не против. Но когда один человек пишет от своего имен и еще под несколькими псевдонимами, складывается ощущение, что это уже целая группа, хотя по сути - один человек.
Цитировать | Сообщить модератору
#7 ВАСИЛИСА БЕЛОФА 09.03.2016 01:29
Цитирую Галина Торопкина:
Открытые письма обычно пишут открыто, а не под псевдонимом.

:roll: Здравствуйте, с праздником! Знаете ,а у всех писателей были псевдонимы, ведь главное здесь не псевдоним играет роль, а смысл открытого письма, и то ,что мы уже с Вами его здесь уже читаем,значит оно всё таки открытое, ибо его читают все и обсуждают тоже все городчане! С Уважением к Вам !
Цитировать | Сообщить модератору
#6 ВАСИЛИСА БЕЛОФА 07.03.2016 23:59
Все приведенные здесь доказательства не оспоримы, конечно не такие ,какие мы читали в "Городецком Вестнике" с ёрничаем насщёт Шекспира и тому подобное, и ничего дельного в газете, чтобы предложить, как всё это обустроить и памятник и архитектурную (бывшую) гору, кроме того,как жители беспокоились, где будет тогда играть духовой оркестр, и они будут танцевать во время праздников,дня города и дня Победы два раза в году, а то ,что они считая себя православными и танцуя и играя на костях кладбища, они не думают, а надо бы!
Цитировать | Сообщить модератору
#5 Артём Еранцев 03.03.2016 00:01
Смотровая площадка для прогулок слишком велика. Если люди не идут к бюсту, то они движутся вдоль кромки набережной и мимо той аллеи со скамейками, что осталась от сквера. Можно подумать, кстати, о Троицкой горе как городской площади. Если поставить бюст поглубже внутрь горы и развернуть его лицом на Волгу, то такая полноценная площадь, открытая на реку, могла бы быть. Я помню, как 11 сентября 1993 года, на открытии памятника Александра Невского там собралось море людей на концерт ансамбля им. Александрова. Так что и этот вариант давайте обсудим. Но он тоже требует "перестановок", а главное - предварительных раскопок. Создавать реальную площадь на костях предков - как-то не по-человечески. Пусть место попробует состояться как хорошая городская площадь - это тоже интересный вариант. Если к тому же гору археологи изучат, то прежние фундаменты собора можно не выводить наружу, а просто оконтурить слегка, как линии на футбольном поле. Давайте обсудим идею такой площади на Краеведе 13 марта!
Цитировать | Сообщить модератору
#4 Артём Еранцев 01.03.2016 22:47
Из обсуждения ВКонтакте: "... Чтобы по-человечески с Троицкой горой поступить, надо либо её перекопать тщательно и потом решать, что делать дальше (консервация, строительство нового храма, просто "гора" для массовых акций, типа нынешней "смотровой площадки"). Либо ничего не трогать, кроме одного - перенести бюст героя на площадь Победы или к 1-й школе - тогда гора будет просто "закрытым кладбищем", куда народ на праздники звать ни в коем случае нельзя танцевать и веселиться.
Можно и третий вариант рассмотреть: освободить гору от кладбища, изучить остатки собора, а потом оставить на ней обновлённый мемориал А. В. Ворожейкина. Развернуть его, наконец-то, лицом к Волге и свету! Так что варианты все можно обдумать, никто же нас не гонит никуда.
Раскопки на Троицкой горе надо только приветствовать! В этом отношении заключение "Городецкого краеведа" было верным. Изучение площади бывшего собора будет благом в любом случае. А уж потом пусть город решит, как с ней быть.
Цитировать | Сообщить модератору
#3 Артём Еранцев 01.03.2016 22:34
... А. А. Маслов объединил вопрос с археологией и строительством на Троицкой горе не для того, чтобы всех запутать, а чтобы наука не пострадала. Часто бывает: строят, а археологией пренебрегают! Ведь и у нас монастырь строили без правильного археологического изучения. Знаю, что А. А. Маслов и ещё кое-кто из знакомых ходили к гаражам в Матрёнино и выбирали кости с монастырского кладбища (их туда самосвалами свозили со стройки)... Вот так. Наученный этим опытом Александр Алексеевич и говорит поэтому про археологию. Это для учёных на Троицкой горе много работы, а строителям с их техникой - раз-два и готово!

Похожий пример был полвека назад на строительстве стадиона "Спартак". Вспоминают, что для выравнивания площади привозили грунт с кладбища в районе Духовской церкви (строили баню?). Мальчишки находили черепа и надевали на заборы - детям же вечно поиграть надо... Вот какие истории бывали в у нас в Городце. Хочется, чтобы они впредь не повторялись.
Цитировать | Сообщить модератору
#2 Артём Еранцев 01.03.2016 21:32
Мы с Александром Алексеевичем земляки и соседи, так что псевдоним справедливый.
Цитировать | Сообщить модератору
#1 Галина Торопкина 01.03.2016 13:20
Открытые письма обычно пишут открыто, а не под псевдонимом.
Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий

Комментарии модерируются


Защитный код
Обновить

При использовании материалов сайта «У Кольцова колодца»
ссылка на него приветствуется.